Катер своими руками пошаговая инструкция. Деревянная лодка

Перед тем как приступить к построению деревянной лодки, необходимо подготовить основную часть такого сооружения – бортики. Для этого необходимо взять самые ровные, длинные, достаточно широкие доски, которые изготовлены из ели или сосны.

Посмотрите на фото самодельных лодок и вы увидите, что на ее бортах нет досок, у которых есть сучки – это очень важно. Доски для этой части лодки должны пробыть в сухом месте под небольшим гнетом на протяжении минимум одного года.

Выбор досок для работы

Перед тем, как начать производство, необходимо еще раз удостовериться, что доски абсолютно подходят для работы. Далее для каждой доски необходимо отмерить нужную длину и аккуратно их отрезать под углом в 45 градусов. Эти доски пойдут на нос лодки.

После этого необходимо прострогать их и проверить, чтобы соединенные друг с другом доски не имели щелей. После чего концы обработать антисептиком.


Следующий шаг – заготовка носа лодки, а служит им треугольный брусок. Длиной он должен быть в полтора раза больше, чем ширина бортиков. Брус также строгается и покрывается слоем антисептика.

Дальнейшая инструкция для изготовления лодки своими руками заключается в выборе подходящей доски для кормы лодки. Не пренебрегайте запасом, ведь лучше отрезать потом лишнее, чем искать и начинать все по новой.

Сборка лодки

Когда элементы деревянной лодки будут собраны, нужно начинать сборку изделия. Начать следует с носовой части. Оба бортика и треугольный брусок необходимо соединить между собой при помощи саморезов. Выступы сверху и снизу желательно сразу срезать, чтобы они в будущем не мешали.

Следующий шаг очень важный и ответственный, так как необходимо придать будущей лодке форму. Необходимо определиться с шириной лодки и поставить распорку по середине. Доску для распорки выбирайте размерами с высоту лодки, так у вас не лопнут бортики.

Когда распорка будет правильно установлена можно начинать придавать лодке форму, позовите на помощь нескольких людей или запаситесь веревками, чтобы сдерживать конструкцию.

Используйте чертежи и подгоняйте размеры кормы для изготовления лодки таким образом, чтобы при соединении задней стенки и бортов не оставалось зазоров и щелей.

Когда задник будет установлен, срезаем лишнюю часть снизу, а сверху можете сделать элемент в виде треугольника. Далее занимаемся распорками, которые будут постоянно поддерживать форму лодки, а также сидениями, которые устанавливаются поверх распорок. Количество, а также расположение этих элементов можете определить сами, так это может быть одно, два и более мест.

Выравниваем на нижней части все в одной плоскости и обрабатываем защитным слоем всю поверхность. Когда клей подсохнет, начинайте делать дно лодки.

Наилучшим вариантом дна станет оцинкованный лист металла. Постарайтесь найти такой лист, чтобы он соответствовал размерам лодки.


Как правильно сделать дно лодки своими руками

Поставьте будущую лодку на лист металла и обведите маркером ее границы, не забудьте захватить запас в несколько сантиметров на всякий случай, лишнее всегда можно будет подрезать.

Следующий шаг это покрытие соединения лодки с ее дном специальным силиконовым герметиком по всей длине одной линией. Поверх герметика, пока он не высох, укладывается шнур в несколько рядов – все это нужно для того, чтобы дно лодки было герметично и не пропускало воду внутрь.

Когда это процесс будет закончен, переходим к соединению дна с каркасом. Аккуратно наложите дно лодки на ее нижнюю часть. Для соединения используйте гвозди или саморезы.

Начинайте соединять от середины и двигайтесь к краям лодки. Выполняйте работу как можно медленнее и аккуратнее, так как эта часть является очень важной.

Отрезаем излишки металла, которые торчат больше, чем на 5 мм от края лодки, а остатки загибаем молотком. Нос лодки важно также защитить от внешних факторов при помощи все того же металла. Вырезайте прямоугольник из жести по размерам лодки.

Везде, где соединяется дерево и металл необходимо пройтись герметиком и шнурком. К этому времени, до того, как вы начали «заворачивать» нос металлом, необходимо обработать всю лодку антисептиком.


Обязательно сделайте крепление на носовой части для цепи. Это поможет, если кто-то захочет украсть новенькую лодку, так как на водоеме она будет привлекать к себе особое внимание в виду своей новизны.

Перед тем, как строить лодку, продумайте и просмотрите все идеи, из чего можно сделать лодку. Возможно вы подберете для себя особый материал, с которым вам будет удобнее работать, а может вам нужна особая защита или массивность.

Не забудьте покрыть дно с обратной стороны специальной краской, так как оцинкованный метал при контакте с водой со временем разрушается. А деревянные части лодки необходимо покрыть несколькими слоями спец пропитки и оставить в итоге лодку сушиться в тени.

Для удобства внутри лодки на ее дне можно разложить деревянный настил. Так дно не будет греметь, когда вы будете по нему передвигаться.

На этом лодка будет готова. Прочитайте подробнее статьи как сделать лучшие самодельные лодки с описанием, чтобы узнать какие-то другие нюансы, которые, возможно, пригодятся вам при будущих постройках.

Фото лодки своими руками

Все фото из статьи

Очень многие хотели бы иметь в собственности плавательное средство, но, как известно, стоимость готовых вариантов очень высока и не по карману большинству покупателей. Если вы думаете, что сделать хороший каютный катер из фанеры своими руками без определенных навыков невозможно, то это далеко не так, и в данном обзоре мы расскажем, как можно реализовать подобный проект в домашних условиях.

Последний этап – грунтовка влагостойкими составами и окрашивание, важно использовать качественные композиции, их цена выше, но тут не стоит экономить. Если вам не нужен катер, и вы хотите узнать, как сделать лодку, то все производится так же за исключением того, что не требуется сооружение каюты.

Вывод

Конечно, чтобы сделать полноценную конструкцию придется потратить много времени и разобраться в конструктивных особенностях плавсредств. Зато конечный результат будет радовать вас на протяжении многих лет.

Видео в этой статье поможет лучше понять некоторые важные нюансы, а если у вас есть вопросы, то мы ответим на них в комментариях.

Одним из распространенных материалов для постройки катера своими руками стал стеклопластик. При помощи такого сырья можно самостоятельно сконструировать лодку довольно больших размеров: от 7,5 до 18 м в длину.

Общие сведения

Одной из наиболее распространенных моделей лодок из такого материала, как стеклопластик, стал катер WaveRunner-285. Он считается полноценным глиссирующим судном, которое вполне пригодно для прогулок по морю или туризма. Корабля, который характеризуется тем, что у него повышенный надводный борт, а также довольно большая ширина, удобен еще и тем, что в его носовой части можно разместить комфортный салон с прилегающим туалетом и камбузом. В кормовой части катера своими руками можно сделать двуспальную каюту, расположение которой будет находиться строго под кокпитом. Отдел управления агрегатом будет размещаться над моторным отсеком, а также он будет защищен от ветра и водных брызг наклонным стеклом.

Мощности катера

При оборудовании катера своими руками необходимо учитывать, какой двигатель будет установлен на него впоследствии. Конкретно эта модель рассчитана на установку либо одного, либо двух моторов. Однако здесь важно учитывать, что общая мощность для нормального функционирования объекта должна быть в пределах от 250 до 500 л. с. Также они должны иметь прямой реверс-редуктор, что позволит развивать скорость в 15-30 узлов, что в км/ч составляет от 28 до 56. Кроме этого, судно может также иметь движительные комплексы либо дополнительные подвесные моторы.

Стоит отметить, что строительство катера своими руками экономит от 50 до 75% материальных средств от той суммы, которая была бы потрачена, если бы агрегат приобретался на верфи, а не строился самостоятельно. Также стоит отметить, что приведенная технология строительства малого судна не является последним словом в судостроении. Это лишь проверенный практикой, устоявшийся метод, который позволит собственноручно сконструировать приемлемый катер из стеклопластика.

Начало работ

Начало строительства малого судна из стеклопластика ничем не отличается от строительства из любого другого материала. Первым шагом необходимо осуществить разбивку на фанерном щите или же на листе картона теоретических шпангоутов, а также обвода форштевня. Разбивка должна осуществляться в натуральную величину этих деталей.

Также важно отметить, что щит или плаз, на котором идет разбивка, должен иметь ширину, соответствующую ширине катера, плюс 300 мм. Высота этого объекта должна быть выше, чем предполагаемая высота корпуса на 400 мм. Специалисты рекомендуют сначала создавать чертежи катеров, на которых будут отмечены все необходимые детали с указанием размеров. Это делается для того, чтобы не ошибиться в процессе изготовления.

Еще одна важная деталь - верхние концы всех шпангоутов нужно продлить до той высоты, которая изображена, как горизонтальная линия, на плазе. Она является перпендикулярной линией ДП и называется она - шергель-линия.

Сборка лекал

Во время проведения работ по плазовой разметке лекал очень важно учесть такие факторы, как толщина реек и толщина листового металла, который будет использоваться в качестве обшивки внутренней поверхности матрицы. Другими словами, при составлении чертежа катера и последующей сборке необходимо от теоретической линии каждого из шпангоутов отложить внутрь то расстояние, которое будет соответствовать толщине реек и листового металла в сумме. Именно этот вариант разметки должен использовать при вырезании лекал и их дальнейшей сборке.

Отдельные части поперечных лекал, необходимо соединить при помощи таких материалов, как накладки и кницы, изготовленные из кусков фанеры толщиной от 8 до 10 мм. Подобный показатель подойдет для катера, длина которого будет находиться в районе 10 м. Накладки лучше всего клеить к лекалам, а после этого дополнительно прикручивать их шурупами или прибивать гвоздями.

Как сделать катер: обшивка и матрица

Далее, прежде чем собирать имеющиеся лекала в матрицу, необходимо озаботиться созданием наружной обшивки конструкции. Для того чтобы создать наиболее комфортные условия при работе с наружной обшивкой катера, необходимо предусмотреть деталь, обеспечивающую наклон матрицы на оба борта корабля.

Если сделать все правильно, то появиться возможность работы, стоя на полу рядом с заготовками. Сама же по себе матрица, в любом случае, должна иметь очень прочную и жесткую конструкцию. Это необходимо для того, чтобы при постройке агрегата форма его корпуса не искажалась.

Как сделать катер с прочной матрицей? Крупные конструкции собираются из продольных балок, которые будут представлять собой горизонтальное основание катера. Внутри полученного каркаса, необходимо установить мостки, которые облегчат работу по выклейке корпуса. После того, как были установлены продольные брусья, являющиеся основанием матрицы, на них размечается будущее положение всех лекал, а также натягивается стальная проволока вдоль балок, которая будет являться струной, обозначающей ДП судна.

Установка лекал

Начать процесс монтажа заготовок рекомендуется с мидель-шпангоута. Прежде чем надежно закреплять этот элемент, очень важно убедиться в том, что лекало стоит строго вертикально и перпендикулярно по отношению к ДП. Крепится оно к брусьям, являющимися основанием. После того, как были смонтированы все остальные заготовки, была установлена стойка, находящаяся в ДП транца, и все элементы были раскреплены раскосами, чтобы избежать любого перемещения, можно приступить к такому этапу как обшивка внутренней поверхности матрицы при помощи продольных реек.

Для выполнения этой задачи чаще всего используется материал толщиной от 12 до 15 мм и шириной в 50 мм. Для оборудования днища катера лучше использовать рейки с той же толщиной, но большей шириной - до 100 мм.

Водный катер из алюминия

Невысокая стоимость исходных материалов, а также токарных станков привела к тому, что многие хозяева пришил к тому, что самостоятельно изготавливают те или иные детали и элементы из металла. Считается, что производство алюминиевого катера одна из сложнейших задач, которая практически невыполнима, а на заводе их создают без труда, так как имеют специальные инструменты для этого. Однако же это не так.

Наиболее сложным в изготовлении такого типа катера самостоятельно является производство его выкройки из металла. Под этим термином понимают разметку того, как именно необходимо вырезать нужные детали из алюминия.

При изготовлении такого агрегата из металла весь процесс сводится к сборке своеобразного конструктора. Это актуально в том случае, если заготовки не вырезаются самостоятельно, так как для этого все же понадобиться большой навык работы и высокоточное оборудование, а приобретается компьютеризированная модель катера. Да, стоимость такой модели будет также довольно высока, но если сравнивать с покупкой уже готового судна, то будет видна существенная экономия.

Скоростные малые суда

Еще один вариант судна, которое можно изготовить самостоятельно - это скоростной катер. Довольно важная часть в постройке именного этого типа агрегата - это выбор двигателя и его расположение. Размещать эту деталь можно в кокпите судна, а ту часть, которая будет выступать, можно закрыть капотом.

Такое определение места было выбрано не случайно. Оно позволит расширить круг устройств, подходящих под установку. Можно использовать двигатели с таких машин, как "Жигули" или "Волга". Кроме этих моделей, вполне реально установка дизельного движка с трактора. Однако это возможно лишь в том случае, если будет предусмотрен дополнительный отвод горячего воздуха. Для этого можно использовать фальшивую дымовую трубу.

Можно устанавливать также и двигатели с воздушным охлаждением. Так как скоростной катер должен иметь хорошую устойчивость при быстром передвижении по воде, то рекомендуется размещать эту деталь ближе к центру тяжести всего судна. Большой вес двигателя придаст большей устойчивости всей конструкции.

Хотите собрать катер своими руками? Это туристический катер () просто по конструкции, однако чтобы его построить, нужен некоторый опыт. Размерения катера позволяют разместить 6 человек в трех каютах, одна из них распложена в корме катера, так как длина корпуса катера 8.5 м. Чтобы разместить в кормовой каюте двуспальную койку необходимо сделать в кокпит «врезку». А выгородка над ногами, лежащих в койке служит сиденьем в кокпите. Можно расположить койку и поперек катера у самого транца, ширина катера позволяет это сделать

Но из-за качки и крена судна такое расположение не очень удобно для пассажиров. Двигатель можно расположить в кокпите, закрыв капотом выступающую часть. Такое расположение двигателя предоставит вам свободу в выборе двигателя. Вы можете установить двигатель от автомобиля «Волга» или «Москвич» с родной коробкой передач. Можно поставить и дизель от трактора, если установите отвод горячего воздуха - как вариант поставить фальшивую дымовую трубу, подойдет двигатель и с воздушным охлаждением. Расположение двигателя близко к центру тяжести катера, это хорошо влияет на посадку катера на воде, и не дает возникновению сильного ходового дифферента на корму. Перед постройкой катера своими руками окончательно определитесь, какой двигатель будете ставить.

Лучший вариант это дизель, конечно, найти судовой дизель не легко, да и вес у них солидный. Но у них есть реверс – редуктор и охлаждать их можно забортной водой. Дизель от трактора найти проще, но вам придется установить на него реверс-редуктор, и изменить систему охлаждения. Боле доступные автомобильные двигатели, но они менее экономичные. Если доработать коробку передач и систему охлаждения их без проблем можно установить на катере, который вы строите своими руками. Более чем достаточно 50 – 60 % мощности двигателя, при этом скорость будет 15 -17 км/ч а расход топлива примерно 0,5-0,6 кг/км.

Обводы катера остроскулые и расщипаны они на плаванье при относительной скорости - числом Фруда Fr = v: vgL = 0,40 - 0,57. Транец погружен в вожу частично, что дает плавное обтекание корпуса катера без сильных завихрений на маленьких скоростях и срыв потока при максимальной скорости когда катер переходит в режим глиссирование. Если у вас есть дизель мощностью примерно 20 лс и с редуктором, который обеспечивает частоту вращения гребного вала примерно 1000 об/мин. Это будет лучший вариант. Скорость катера может, снизится до 12 км/час, но грибной винт большого диаметра обеспечит необходимою тягу для преодоления сильного встречного ветра и течения. А если у вас получится удлинить корпус катера на 1 -1.2 м то советую вам сделать это.

Это не сложно, отодвиньте транец назад на 1- 2 шпации. Вы не только увеличите полезный объем корпуса катера, а также уменьшит долю волнового сопротивления. При этом из-за увеличения размера и веса скорость катера не упадет. Не рекомендуется на катер, который вы делаете своими руками ставить мотор мощнее 50 лс. Большого увеличения скорости не будет, а вот расход топливо вырастит сильно. И катер будет плыть с большим дифферентом на корму. Чтобы скорость была выше нужны другие обводы кормы катера. Важной частью корпуса является плавик, который крепится к килю. Плавник дает устойчивость катеру при сильном боковом ветре.

И предохраняет руль от поломки, если сядете на мель. Если хотите упростить конструкцию руля, то невесте его на транец. Тогда вам не понадобится устройство гельмпорт с сальником, а штуртросовая проводка станет проще. Хорошая остойчивость и высокий надводный борт позволяют катеру выдерживать волнение до 3 балов. Хотите сделать катер незаливаемым? Сделайте платформу кокпита водонепроницаемой, и отверстие люка для двигателя и в вырезы в дверных переборках снабдите комингсами высотой 150 мм. Так как платформа кокпита выше ватерлинии установите сливные шпигаты, чтобы удалять за борт попавшую в кокпит воду.

Двигатель, установленный в кокпите обслуживать очень легко, достаточно открыть капот. Отделите топливные баки отделите от двигателя продольными переборками. Отсеки, где находятся баки должны иметь хорошую вентиляцию. Чтобы было удобней добраться до баков сделайте над ними съемные листы, которые крепятся шурупами, но без клея, должна стоять уплотнительная прокладка для герметизации. Выхлопную трубу выведите в правый борт, а лучше сделать отверстие, в транце проведя выхлопной трубопровод по правой скуле до комы. Каюта в корме имеет высоту 1.25 м, но этого вполне достаточно так как ее назначение служить спальным местом. Если вы на катере с семьей предоставьте ее детям. Салон это самое светлое и высокое помещение примерно 2 метра.

Слева находится камбуз и пост управления катером, который вы собрали своими руками. Справа находится стол, который желательно сделать съемным, что позволит освободить спальное месть для двух человек. Двухместный носовой кубрик отделяется от салона двойными перегородками. Между ними находятся туалет и платяной шкаф. Кубрик имеет высоту 1.6 м. В крыше рубки сделайте люк для вентиляции и работы с буксирными и швартовыми концами, которые крепятся за носовую утку.

Корпус катера обшивается водостойкой фанерой - можно бакелизированной толщина 7мм, или авиационная толщина 8-10мм. Доски тоже пойдут для обшивки катера, который вы делаете своими руками, здесь есть два варианта – это обшить пазовыми соединительными рейками, где изнутри все пазы перекрыты рейками, которые врезаны в шпангоуты и переборки. Толщина досок 12-15 мм они проклеиваются вместе с кромками пазовых реек.Расстояние между шпангоутами такое же, как при обшивке фанерой – равное 630 мм. Кроме кормы, так как установлена переборка спальной каюты между 9 и 10 шпангоутом, поэтому они не совпадают с теоретическими. Обшивки из пазовых реек прочная, легкая и водонепроницаемая.

Вариант номер два – диагональная двойная обшивка планками толщиной 7-8 мм. Можно использовать короткие планки в отличие от первого варианта. Отберите короткие доски без сучков и прочих дефектов. Подгоните и крепите под углом 45 градусов от киля и скуловым стрингерам до днища и от скуловых стрингеров и привального бруса – на бортах. После укладки первого слоя обшивки прострогайте ее с наружи и уложите тонкий слой ткани на краске для уплотнения. И обшейте вторым слоем планок, но под углом 90 градусов к планкам первой обшивки. Проклепайте планки обоих слоев между собой. Необходимо тщательная защита торцов планок киля и стрингеров от влаги. И монтаж очень трудоемкий. Чтобы обеспечить жесткость обшивки установите днищевые и бортовые стрингера, которые разделяют панели обшивки на участки одинаковые по ширине.

Важно! Перед тем как вы начнете изготавливать шпангоутные рамы и другие детали проработайте установку именно того двигателя который будете ставить. Для этого вычертите можно в масштабе 1: 5 или в натуральную величину продольный разрез кормы катера и наложите туда кальку с габаритами двигателя и реверсного устройства также в масштабе 1: 5 или в натуральную величину. Добейтесь, чтобы линия гребного вала была приемлема. Положение кормового конца вала это исходная точка. Ее расположение там, где находится диск гребного вала. Вин имеем диаметр 400 – 420 мм.

Угол наклона двигателя не более 12 градусов, что обеспечивает нормальную работу карбюратора и системы смазки. После чего в таком же масштабе вычертите 2-3 поперечный сечений корпуса. Это нужно для уточнения расположения двигателя относительно корпуса и уточнить нужную высоту продольных фундаментных брусьев и как они отстоят от ДП (на чертежах шпангоутов обозначено «А»). Обычно двигатель на фундаменте закрепляют при помощи траверз – это поперечные стальные балки. Такой устанавливает двигатель как можно ниже и позволяет выдержать нужную высоту продольных подмоторных брусьев. Подмоторные брусья должны надежно крепится к продольным связям – стрингерам, которые разносят нагрузку от двигателя на шпангоуты и жесткую переборку. В противном случает при долгой работе двигателя конструкция днища расшатается. Также прочное соединение со стрингерами обеспечит центровку линии гребного вала при разных нагрузках.

Общий вид катера Сивуч 1 – трап забортный: 2 – утка швартовая: 3 – трубчатый поручень для ограждения: 4 – фонарик для отличительного огня: 5 – поручень деревянный: 6 – иллюминатор с правого борта: 7 – стопка для топового огня: 8 – иллюминатор для туалета: 9 – головка вентиляционная: 10 – люк аварийный: 11 – релинг носовой: 12 – роульс якорного каната: 13 – планка киповая: 14 иллюминатор круглый: 15 – иллюминатор для лобовой стенки рубки: 16 – горловина для заправки топливных баков; 17 – кожух для двигателя: 18 – рундук – сиденье: 19 – кокпит: 20 – выгородка от спальной каюты; 21 – крышка люка сдвижная 22 – круг спасательный: 23 – площадка для швартовки и купания

Крмпоновка катера: 1 – устройство рулевого управления: 2 – отсек румпельный: 3 – каюта спальная: 4 – люк сдвижной: 5 – выгородка койки в кокпит: 6 – кокпит: 7 – капот от двигателя: 8 – салон: 9 – посудная полка: 10 – складное сидение для водителя: 11 – ручка для привода дроссельной заслонки: 12 – рукоятка управления реверсом: 13 – дверь шкафа: 14 – кубрик носовой: 15 – люк откидной: 16 – полка: 17 – форпик: 18 – рундук: 19 - пайол доска 20 мм: 20 – водительская подножка: 21- шкаф для провизии: 22 – место под мусорное ведро: 23 – шкаф под провизию и посуду: 24 – двигатель: 25 – труба дейдвудная: 26 – сиденье: 27 –койка двуспальная: 28 – цистерна для топлива: 29 – газовая плитка: 30 – раковина: 31 – полка для навигаций: 32 – стол для карт: 33 – сетка под личные вещи: 34 – койка: 35 – полка в форпике: 36 – унитаз прокачиваемый забортной водой: 37 – диван: 38 – стол: 39 – аккумулятор: 40 – комод: 41 – рундук: 42 – картина: 43 – дверь в каюту: 44 – пока для посуды: 45 – трап: 46 – ниша под швартовые концы и кранцы: 47 – дверь в салон: 48 – иллюминатор: 49 – сиденье откидной: 50 – настил съемный над цистерной: 51 – отсек для мотора; 52 – иллюминатор: 53 – дверца форпика: 54 – дверь: 55 – место для водителя, выгородка: 56 – штурвал: 57 – иллюминатор: 58 – иллюминатор: 59 – спинка дивана: 60 – ниша под посуду: 61 – полка под одежду: 62 – шкаф: 63 – дверь в туалет: 64 – иллюминатор: 65 – умывальник: 66 - иллюминатор: 67 – дополнительные иллюминаторы.



Продольый разрез катера Сивуч 1- комингс рубки из фанеры толщиной 8 мм: 2 – крыша рубки фанера толщиной 6 мм: 3 – зашивка внутренняя для кокпита фанера толщиной 4 мм: 4 – сиденье на выгородке из спальной каюты фанера толщиной 6 мм: 5- раскладки для комингса из дуба 25 х 12: 6 – обвязка для комингса 15 х 25: 7 – стойка для комингса 25 х30: 8 – карленгс трубка 25 х 50: 9 – бимс для рубки 22 х 30: 10 – плексиглас толщиной 6-8 мм: 11 – стойка 25 х 30: 12 –ребро для увеличения жесткости 25 х 60: 13 – карленгс толщиной 25 мм: 14- обделка комингса из дуба 8 х90: 15 – стойка ДП 50 х 35: 16 - стрингер бортовой 20 х 60: 17 – обшивка борта фанера толщиной 8 мм: 18 – брештук: 19 – полка из фанеры толщиной 6 мм: 20 – форштевень: 21 – склеенный из реек 6 х 80 кноп: 22 –стрингер скуловой 20 х 60: 23 – киль 40 х 180: 24 - обшивка днища из фанеры толщиной 8 -10 мм: 25 – фундамент под двигатель стрингер толщиной 50 мм: 26 – балка для фундамента толщиной 50 мм: 27 – плавник набранный из брусьев 75 х75: 28 – труба дейдвуйская: 29-стена койки из фанеры толщиной 6 мм: 30 – подушка крепления кронштейна толщиной 6 мм: 31 - старнкница-гельмпорт: 32 – заполнитель – подушка под разные вещи: 33 – бимпс рубки 25 х 30: 34 - комингс рубки, 25X60: 35 – брус привальный 30 х60: 36 – стрингер палубный 24х40: 37 - бимс 22X50: 38 - мидельвейс, 180X28: 39 – стрингер днищевой 20х60: 41 – настил платформы из фанеры толщиной 8 мм: 42 – флор из фанеры с обеих сторон толщиной 6 мм: 43 – обшивка днища из пазовых реек толщиной 14 мм: 44 – рейка пазовая 12х35: 45 – флортимберс 22х70: 46 – кница из фанеры толщиной 6мм: 47 – заполнитель кницы: 48 - топтимберс 22х70: 49 – обшивка борта из досок: 50 – буртик из дуба или ясеня: 51 – настил палубы из фанеры толщиной 9 мм: 52 – планка декоративная 25х30: 53 – шельф толщиной 25 мм: 54 – штапик 20х20:55 – поручень из заготовки 28х65: 56 – накладка из дуба 16х35: 57 – планка из нержавеющей стали 2.5х25: 58 – стеклоткань на эпоксидной смоле: 59 – штапик из дуба 20х20: 60 – накладка комингса 25х30: 61 – раскладка 8х40: 62- переборка шп. 0 δ=6: 63 – бимс 22х90: 64 - топтимберс, 22х90: 65 – брусок 22х25: 66 – заделка коротыш: 67 – кница из фанеры толщиной 6 мм с обеих сторон: 68 – брусок опорный для платформы толщиной 30 мм: 69 – брусок 30х30: 70 – комингс люка для моторного отдела: 71 – переборка для моторного отсека: 72 – стойка 20х25 для переборки: 73 – брусок 35х69 для коробки двери: 74 – флор толщиной 20 мм: 75 – рейка пайола опорная: 76 – полотнище для переборки: 77 – рейка для переборки: 78 – штапик 12х12: 79 – рейка 12х12: 80 – бимс 20х80: 81 – заполнитель δ=20: 82 – топтимберс и флортимберс 20х70: 83 – флортимберс шп 1, 3 20х80: 84 – стойка переборки в шкафу 30х30: 85 – оформитель переборки 20х70: 86 – бимс переборки шпангоута 3 20х180: 87 – стойка для переборка гальюна: 88 – раскладка из дуба 8х28: 89 - рейка опорная для койки: 90 – кница для обвязки коек δ=4: 91 - кница торцевой стенки полки δ = 6: 9 2 –бимс шпангоут 1 25х80: 93 – флор транца 28х150: 94 – стойка 28х30: 95 – шельф опоры койки: 96 - кница δ = 6: 97 - стойка для транца 40х150: 98 – зашивка транца из фанеры толщиной 9 мм: 99 – стойка 30х50: 100 – детали для обвязки транца δ = 25


Сечения шпангоутов и конструкции переборок

Перебки и транец

Форштевень и киль в сборе: 1 - часть форштевня верхняя: 2 – кноп: 3 – киль катера: 4 – накладка из дуба 150х15: 5 –рейка и дуба 50х15

Любое плавательное средство, будь то плоская лодка, катер или яхта, дает некоторое ощущение свободы, которое теперь доступно многим. Казалось бы, совсем недавно самодельные катера из фанеры только взошли на свой пик популярности, однако с тех пор уже появилось масса способов выполнения таких конструкций и методов обработки фанерных изделий.

Поскольку предполагаемая конструкция будет маломерной, постройка катера из фанеры не вызовет никаких затруднений. Достаточно лишь запастись материалами и инструментами, а также произвести соответствующие расчеты.

Описание необходимых материалов и инструментария

Преимущества такого материала, как фанера перечислять не стоит, поскольку многие уже наверняка столкнулись с достоинствами фанерных изделий.

Обратите внимание! Проекты катеров из фанеры выполняются из материала марки ФСФ. Толщина используемых листов варьируется в пределах 0,5-1,5 см в зависимости от назначения детали конструкции, которая из них будет выполняться.

Фанерные изделия марки ФСФ отличаются высоким уровнем устойчивости к воздействию влажности. Тем не менее, в процессе работы ваш каютный катер из фанеры будет дополнительно обрабатываться, и не единожды. Уделяйте особое внимание качеству материала при его закупке. Поверхность фанерных листов должна быть полностью лишена каких-либо дефектов, повреждений в виде трещинок и сколов, а также расслоений и всевозможных сучков, которые часто встречаются на древесине. Этот момент крайне важен, поскольку от качественного уровня материала зависит конечный результат вашей работы, а также надежность самой конструкции.

Специалисты, которым уже приходилось сталкиваться с такой задачей, как выполнение катера из фанеры, скажут, что работать с большим листом гораздо удобнее и комфортнее, а, следовательно, и быстрее. Поэтому отдавайте предпочтение крупноформатным фанерным изделиям.

Вспомогательные материалы:

  1. Обрезная оструганная древесина, которая понадобится для обустройства сидений, внутренних распоров и бортиков. Чтобы выполнить функциональный катер из фанеры, отдавайте предпочтение легким породам древесины.
  2. Хомут из пластика или тонкая проволока, которые будут использоваться в качестве шовного материала для соединения между собой различных деталей, принадлежащих к обшивке катера. Можно использовать леску из капрона, но в таком случае она должна иметь приличную толщину.
  3. Клеевой состав для герметизации швов, образующихся в местах стыков деталей. Лучше всего использовать смеси на основе полимерных смол.

Конечно, люди, знающие как построить катер из фанеры, могут дополнить этот список и другими материалами. Но в данном случае приведен пример минимального набора дополнительных материалов. Чаще всего в качестве дополнений используются всевозможные лакирующие составы, а также специализированные пропитки, которые предотвращают гниение и разбухание конструкции, которая долго контактирует с водой.

Кроме этого, для оклеивания швов между деталями, вам может понадобиться такой материал, как стеклоткань, которую можно заменить ее аналогом – стеклопластиком.

И конечно же, не стоит забывать о внешней эстетике вашего изделия. Для этого подойдет и краска, которая позволит вам скрыть все швы и добиться необходимого цвета.

Набор инструмента стандартен практически в каждом из случаев:

  • электрический или ручной лобзик;
  • набор полотен различного размера, прилагаемых к лобзику;
  • пила, предназначенная для работы с древесиной;
  • шлифовальная машинка;
  • пассатижи;
  • кисти различного назначения: для нанесения лака, окрашивания, нанесения пропиток;
  • молоток;
  • стамеска.

Что касается размеров, которые может иметь катер из фанеры, чертежи конструкции могут быть самыми разнообразными, поэтому вряд ли можно посоветовать что-то конкретное.

Однако вы можете остановиться на стандартных размерах:

  • общая длинная конструкции – 3,5 м;
  • ширина катера – 1,35 м;
  • высота бортов – 0,5 м.

Подобрав подходящий чертеж конструкции необходимо перенести все детали на фанеру, после чего выполняется распил листа согласно этой разметке. Для выполнения этой задачи вам необходим электрический лобзик, поскольку другие инструменты могут повредить материал, а линия среза получится неровной, со сколами.

Поскольку в нашем случае выполняется катер, то его транец обязательно следует оклеить дополнительным слоем стеклоткани и по возможности усилить его конструкцию. Для этого вы можете использовать доски, выполненные из древесины твердых пород. Кроме этого в усилении креплений вас помогут саморезы.

Обратите внимание! Если вы еще не до конца разобрались, как сделать катер из фанеры, последуйте совету профессионалов: этап проектирования и расчета грузоподъемности очень важен, ведь ошибившись с основными параметрами судна, результат вашей работы вряд ли можно будет назвать функциональным.

Что касается практических рекомендаций, то перед сборкой все элементы конструкции следует доработать при помощи рубанка. Предпочтительнее всего будет использовать электрический инструмент. После этого нужно выполнить соответствующие отверстия, которые будут использоваться впоследствии, когда вы будете сшивать воедино корпус катера.

Чтобы облегчить установку транца, вы можете использовать специальные козлы, которые нетрудно соорудить самостоятельно. После чего закрепляется днище, затем бортовые части катера.

Обратите внимание! Эти детали обязательно сводятся к носовой части. Не забывайте сверять расположение и симметрию.

Детали обшивки и сам обшивочный материал может быть закреплен двумя различными способами. В первом случае это может быть шовный материал, во втором случае можно использовать специальный клеевой состав. В процессе этого вам придется вручную выставлять встык края фанеры, добиваясь при этом определенного угла.

Необходимо постоянно отслеживать соответствие размеров, иначе в результате у вас может образоваться большой зазор между деталями, для устранения которого придется не только урезать шпангоуты, но и разбирать всю конструкцию.

Шпангоуты – реброобразные детали, за счет которых достигается необходимый уровень жесткости каркаса вашего катера. Эти детали выкраиваются из фанерных листов толщиной в 6 мм и устанавливаются с шагом в 0,8 м. В конечном итоге у вас должно получиться 4 шт.

Нельзя недооценивать важность такой детали, как привальный брус, располагаемый по линии бортов. Он может иметь внешнее или внутреннее размещение. Если вы запаслись струбцинами, то эти приспособления смогут оказать вам неоценимую помощь и значительно упростить работу. Если же вы не располагаете достаточным количеством струбцин, желательно в процессе прижатия привального бруса зафиксировать ими хотя бы контрольные точки. Не лишним будет применения биндеров, которые можно разместить между струбцинами.

После выполнения вышеуказанных работ можно приступать к установке шпангоута. Если вы не боитесь рисковать и имеете в своем распоряжении фрагменты остатков фанеры, эту деталь можно сделать не цельной. Главное не забыть при этом, сформировать посредине шпангоута отверстие.

Если вы накроете эту зону палубой, то в результате сможете получить небольшую закрытую площадь, которую можно использовать в качестве хранилища для вещей. На изготовление палубы также можно пустить остатки фанеры.

Если вы хотите более подробно узнать, как выполняется катер из фанеры, видео обзор, представленный ниже, поможет вам разобраться во всех тонкостях этого процесса.

Проведение внутренних и клеевых работ

Для проведения клеевых работ вам понадобится приготовить смесь, состоящую из эпоксидной смолы и аэросила, смешанных в равных пропорциях. Угловые зоны днища, транца и бортов следует усилить при помощи деревянных галтель или же уголков.

Проклейка лент стеклоткани осуществляется на зоны внутренних швов, с использованием приготовленной ранее смеси. Их же используют и при фиксации шпангоутов.

В завершение клеевых работ монтируется настил днища, сиденья, уключины и другие детали, которые могут быть предусмотрены в вашем проекте судна.

После чего конструкция оставляется на просушку, а затем выполняются все внешние работы по зачистке и оклейке швов стекловолокном.

Чтобы качественно выполнить окраску следует:

  • выполнить процедуру обезжиривания поверхности;
  • покрыть материал специальным составом;
  • нанести шпаклевку, чтобы устранить все погрешности, если таковые имеются;
  • нанести слой грунтовки.

Красящий состав может быть абсолютно любым, но предпочтительнее всего использовать пигментный краситель, предназначенный для работы с древесиной. Использование кистей вместо краскопульта улучшит результат окрашивания.

Заказать Доставку цветов в Сланцы Цветочная лавка АЖУР.

В продолжение темы:
Окна

Две нимфы (Порочность и Добродетель) предложили нашему герою, когда он был еще юным, выбор между приятной, легкой жизнью или тяжелой, но славной и полной подвигов, и Геракл...