Особенности производства и декора мастерская генриха гамбса. Проект настольного украшения в виде храма

Государственный исторический музей впервые представляет уникальную коллекцию мебели конца XVIII - начала XIX века, выполненную в знаменитой петербургской мастерской Гамбсов: Генриха Гамбса (1765-1831 гг.) и его сыновей Петра (1802-1871 гг.) и Эрнеста (1805-1849 гг.). Понятие «Гамбсова мебель» появилось в искусствоведческой практике в 1920-х годах и закрепило уже устоявшееся название удобной мебели высокого качества.

Мебель, выполненная в мастерских Г. Гамбса, по праву считается жемчужиной любой коллекции. Именно в собрании Исторического музея находится единственный из известных на сегодняшний день памятников, отмеченных печатным клеймом фирмы Гамбса - бюро, украшенное коллекцией лаковых табакерок. В экспозицию также включен секретер-патент из приданого великой княгини Александры Николаевны Романовой, декорированный фарфором производства Императорского фарфорового завода.

Гамбс Генрих Даниэль (1765-1831) - ученик знаменитого европейского мебельного мастера Д. Рентгена, в 1795 г. открыл мебельную мастерскую в Петербурге, в 1810 г. получил звание «придворного механика». За время деятельности фирмы были выполнены заказы по изготовлению предметов меблировки для интерьеров Михайловского замка, Императорского Эрмитажа, Павловского дворца, Нового Эрмитажа, Арсенального каре Гатчинского дворца, отдельных заказов Двора и частных заказов русской аристократии.
Генрих Гамбс на протяжении более полувека являлся законодателем в области петербургского мебельного производства и был ярким выразителем различных стилевых течений этого времени. Образцы его мебели служили образцом для подражания для многих мебельных мастерских.

Мебель в мастерской Гамбса выполнялась как для повседневной обстановки, так и для парадных апартаментов. Кроме того, значительное количество предметов изготавливалось по специальному заказу в качестве уникальных подарков. Большая часть из них предназначалась для членов царской фамилии и была приурочена к значительным событиям. Предметы отличалась неординарным конструктивным решением, включавшим элементы трансформации, потайные отделения, вспомогательные поверхности. В декоре, наряду с фанеровкой экзотическими сортами дерева, использовались авторская художественная бронза, мрамор, расписное стекло, в том числе, эгломизе, фарфор, просечной металл, тисненая кожа.
Один из разделов выставки посвящен предметам обстановки в стиле неорококо. Мебель именно этого периода получила широкую известность как «гамбсова», благодаря упоминанию о ней в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Здесь можно увидеть не только типологический «гарнитур генеральши Поповой замечательный, гамбсовский», но и значительное разнообразие форм кресел и стульев, диваны сложных форм типа «тет-а-тет» и «близнецы», напольные жардиньерки и многое другое, что бытовало в интерьерах наших предков.
На выставке представлены памятники мебельного искусства из собрания Исторического музея, а также из частных коллекций М.Ю. Карисалова и А.В. Руденцова. На выставке демонстрируется серия минифильмов, позволяющих рассмотреть внутреннее устройство предметов, возможности их трансформации, различные потайные отделения; особенности конструкции и технического исполнения, а также детали декора.

Нет, если вы думаете, что «гамбсовский стиль» — это исключительно стулья с пухлыми сиденьями, в которых герои «Двенадцати стульев» пытались отыскать запрятанные бриллианты, то разуверьтесь срочно. Хотя — сделаем оговорку — мебель в стилистике «необарокко» где-то в середине XIX столетия тоже производилась.

Но стилистика эта — не единственная и даже не главная. Как и «стулья» — вообще-то не главное, а главным были шкафчики, комоды и прочие «секретеры» со множеством тайных отделений и ящичков (недаром «секретер» — от «секрета»).

Но обратимся к истории. Началось с того, что еще в конце XVIII столетия приехал в Санкт-Петербург некто Генрих Даниэль Гамбс из города Нойвид в княжестве Вид (сейчас это в составе земли Рейнланд-Пфальц). Нойвид — не то чтобы городок, но город не очень большой: даже сейчас где-то тысяч 60 населения. И поминают в связи с ним совсем других обитателей — а происходили из этих мест предок американских Рокфеллеров, королева Румынии и даже первый и единственный князь Албании. Нашего же героя не вспоминают — что понятно, ибо город он покинул совсем молодым. Зато помнят его учителя по имени Давид Рёнтген. Знаменитый в свое время мебельщик поставлял свои произведения французскому королевскому двору, а кое-что — и в Россию, ко двору Екатерины (что-то из его работ сохранилось, попав в Эрмитаж).

Трудно сказать, сопровождал ли ученик учителя во время поездок того в Петербург или бывал ли посылаем им туда для сопровождения партий мебели. Теоретически, по возрасту, вполне мог. Как бы то ни было, в 1790 году 25-летний Генрих Гамбс прибывает в северную столицу России, а в 1795 году уже открывает магазин на Невском проспекте. И фирма «придворного механика Гамбса» продолжает существовать, уже под руководством его сыновей, вплоть до середины XIX столетия.

Ну, а теперь обратимся к стульям. Увидеть их (как и прочие шкафчики и жардиньерки) можно сейчас на выставке в Историческом музее.

Начнем с самого раннего — с классицизма. Типичная пальметта на спинке, темная кожаная обивка закреплена контрастными декоративными гвоздями с латунными шляпками, опоры оформлены в виде гермы.

Особое внимание обратим на скульптурное изображение греческого сфинкса.

Вот тоже классицизм — но только тут уже египетские гермы, и выполнены они из бронзы.

Вообще же — отвлечемся на минуту от стульев и кресел — такой прием с бронзовыми скульптурными вставками можно считать «визитной карточкой» ранних лет мастерской Гамбса. В том числе в его бюро и секретерах.

Или вот еще: здесь бронзовая скульптурная вставка соединена с декором в технике эгломизе.

Но — назад к стульям. Вот неоготика (в основном она стала входить в моду при Николае I).

И еще немного необарочной стилистики позднего этапа существования мастерской. Здесь перед креслом — поистине монументальные пяльцы.

Забавный диванчик «тет-а-тет».

И любопытная трансформация «вольтеровского» кресла.

А вот теперь — обратно к классике, ко временам самого мастера Генриха. И сейчас покажу кресло, ради которого я, вообще-то, и затеяла этот пост.

Как видим, не только бюро с комодами, но и кресла могли быть у Гамбса трансформерами. И набор приспособлений тут просто шикарный. Вот по бокам за подлокотниками — откидные столешницы.

На одном подлокотнике — пюпитр с регулируемым наклоном.

На другом — столик (и при этом под ним еще две выдвижные круглые подставки — жаль, что их не видно).

Предусмотрено также выдвижное подножие.

И когда я думала, что углядела уже все, оказалось, что помимо прочего у кресла может с помощью специального скрытого рычага откидываться спинка, превращая его тем самым в кровать.

Утверждается, что подобное кресло-трансформер «нашему всему» Александру Сергеичу как-то подарила супруга на день рожденья. Не знаю уж, было ли там столько же инженерных хитростей.

Кстати, и подписывался Гамбс «ébéniste-mécanicien de la cour à StPetersbourg» — то бишь «придворный краснодеревщик-механик». Клеймо с таким текстом было обнаружено при реставрации одного из его бюро — вот этого, с табакерками.

Вообще же в ГИМе сейчас понаоткрывалось сразу несколько выставок. Небольшой обзор можно посмотреть .

10 выбрали

...Десять стульев из дворца. Ореховые.

Эпохи Александра Второго. В полном порядке.

Работа мебельной мастерской Гамбса.

И.Ильф и Е.Петров. «Двенадцать стульев»

«Гостиный гарнитур... Обитый английским ситцем в цветочек… Диван, двое кресел, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская…» Или «двенадцать ореховых стульев фабрики Гамбса» из гарнитура генеральши Поповой. Помните? Разумеется, помните – как и многие поколения читателей, а затем и телезрителей.




Благодаря Ильфу, Петрову и придуманной ими истории о зашитых в стул сокровищах о творениях мастера Гамбса слышали даже те, кого совершенно не интересует старинная мебель.

А тем, кого она интересует, есть куда податься – гамбсовская мебель хранится во многих музейных собраниях (начиная с Эрмитажа) и украшает интерьеры различных дворцов и усадеб.



Кстати, информация для москвичей и гостей столицы: в Историческом музее работает очень любопытная выставка, которая так и называется «Гамбсова мебель».


Именно она вдохновила меня на эту статью, но вместо ставшей привычной в моем исполнении экскурсии по залам я хочу предложить вам познакомиться с творчеством мастера Гамбса и его наследников в целом.

История «гамбсовых мебелей» в России началась еще в конце XVIII века, когда в 1790 году молодой амбициозный ученик знаменитого мебельного мастера из Пруссии Давида Рёнтгена приехал в Санкт-Петербург. Его звали Генрих Даниэль Гамбс, и он прибыл в молодую столицу вместе со своим учителем и комплектом мебели, изготовленным по заказу императорской семьи. Приехал – и остался, грамотно оценив обстановку мебельного рынка Северной Пальмиры.

В бурно развивающемся городе, где особняки росли как грибы после дождя, а денег на их обстановку никто не жалел (нужно же было соответствовать!), мебельных мастеров катастрофически не хватало. Так что, Генрих Гамбс оказался в нужном месте и в нужное время, обладая, к тому же, нужными талантами. Молодой мастер был не только достойным учеником поставщика королевских дворов Европы, в совершенстве овладевшим секретами и тонкостями мебельного ремесла, но и прекрасным коммерсантом. Он сумел найти деньги, убедив австрийского купца Отта стать сооснователем мебельной фирмы «Отт и Гамбс», и высокородных заказчиков в лице членов императорской семьи.

Вскоре нарядные бюро, шкафы, столики, каминные экраны и комоды красного дерева, украшенные золоченой бронзой, слоновой костью, вышивками и камеями появились в Михайловском замке, Зимнем дворце и загородных царских резиденциях.

Так что, гамбсовские «стулья из дворца» - вовсе не преувеличение. Были там и стулья, и кресла, и даже банкетки.

Чуть позже появились и необычные стулья в неоготическом стиле, который активно завоевывал позиции в модных интерьерах.

Но Генрих Гамбс обставлял не только императорские резиденции – его мебель, известную своим качеством, можно было увидеть во многих богатых домах Санкт-Петербурга. Комплект или даже один предмет мебели от Гамбса считался прекрасным подарком – например, на свадьбу или новоселье. Кстати, впоследствии интерьер можно было дополнять другими предметами мебели, отлично сочетающимися друг с другом. Мебель из красного дерева с позолоченными латунными накладками во французском стиле «жакоб» с легкой руки мастера Гамбса стала очень популярной в России.

Яркой новинкой для русских заказчиков стало использование в мебели вставок из стекла. Техника росписи цветного стекла с зеркальной амальгамой называлась «эгломизе» и была изобретена во Франции. Но в Европе в этой технике исполняли лишь мелкие вставки для табакерок или шкатулок, а Гамбс применил ее в крупных предметах интерьера.

Генрих Гамбс связал свою жизнь с Санкт-Петербургом навсегда – он принял российское подданство и получил звание придворного, нет, не мебельщика, а механика! Почему механика? Благодаря всяким скрытым в мебели механизмам и «секретам»: потайным ящичкам, замаскированным нишам, встроенным часам и музыкальным шкатулкам, и прочим хитростям. Подобные штучки считались в те времена очень модными.

Вскоре Гамбс стал единоличным владельцем фирмы, расширил ее, привлекая к работе сыновей, и построил для своей семьи дом на Итальянской улице. Любопытно, что сейчас именно на этой улице стоит памятник, пусть косвенно, но связанный с деятельностью Гамбса:

Даже не знаю, случайность ли это?

«Сей искуснейший художник, сорок лет производящий свою работу, приобрел уже такую славу, что всякая похвала была бы излишня», - так писали о Генрихе Гамбсе современники. Его мебель служила образцом для подражания, а сам мастер был настоящим законодателем мебельной моды на протяжении нескольких десятилетий.

При сыновьях и внуках Генриха Гамбса слава фирмы не померкла. Они по-прежнему изготовляли мебель для дворцов, принимали участие в восстановлении императорских интерьеров после пожара и даже добились почетнейшего звания «Поставщик Двора их Императорских Величеств и Высочеств». Но в то же время мастера стали изготавливать и более дешевую мебель для повседневных нужд, а не для парадных покоев.

Гамбс, Генрих Даниэль (Gambs Heinrich, 1764—1831 гг) — самый известный мебельный мастер и механик конца 18 - первой трети 19 века, работавший в России, придворный мебельщик. Ученик Давида Рентгена.

Имя Гамбс стало синонимом добротности, хорошего вкуса и ассоциировалось с высшими достижениями мебельного искусства России XIX столетия. Выработал особый строгий тип корпусной мебели, славился высоким качеством отделки.

«Гарнитур от Гамбса» получил своеобразную нарицательную известность после выхода в свет романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».

Биография и творчество

Генрих Даниель Гамбс - сын потомственного столяра из городка Баден-Дурлахе (район Баден-Бадена). Генрих Гамбс родом из прусского городка Нейвуд. Был учеником Давида Рентгена - знаменитого мастера из Нейвуда, потомственного краснодеревщика, мастерские которого поставляли мебель к королевским дворам Франции и Германии. Генрих Гамбс приехал в Санкт-Петербург в 1795 году в качестве ученика Рентгена.


Гамбс, очарованный красотой “Северной Пальмиры” и видя перспективы российского рынка, решил остаться в Петербурге и завести собственную мастерскую, которая производила бы новую мебель не хуже рентгеновской. Желая открыть большое мебельное предприятие, Гамбс вступает в “согласие” с богатым австрийским купцом Ионафаном Оттом. На паях они открывают фабрику в Петербурге в районе Калинкина моста, “между английской пивоварней и госпиталем”. В ноябре 1795 года Гамбс открыл на Невском проспекте, напротив Казанского собора магазин по продаже мебели. Магазин неоднократно менял своё местоположение: в 1801 году он находился на Большой Морской, в 1809 году он размещался в III-й Адмиралтейской части у Малой Садовой, в доме № 18 по Итальянской улице.


Генрих Гамбс. Бюро с откидной столешницей, фото

На первых порах Гамбс подражает мебели Рентгена. Одно из красивейших и сложных по конструкции бюро Рентгена Екатерина передала в Академию наук как образец замечательной мебели со всевозможными механическими устройствами (которые делал для Рентгена знаменитый часовщик Петер Кинцинг). Похожее на это бюро создает и Гамбс, но оно еще сложней в механике - с выдвижным креслом, музыкой и т. д. Качество мебели Гамбса всегда было просто отменным.


Генрих Гамбс. Бюро с пультом для письма стоя, музыкальным

механизмом и бронзовой группой. 1795-1815. Эрмитаж. фото

По прибытию в Петербург Гамбс ищет покровителя при дворе и находит его в лице великой княгини Марии Федоровны. Хозяйка малого двора питала большое пристрастие к декоративно прикладному искусству. В 1793 году она заказывает Гамбсу роскошный дамский письменный столик красного дерева, отделанный слоновой костью, золоченой бронзой и расписным стеклом. В комплект со столом входил, и письменный прибор из янтаря и слоновой кости и такой же подсвечник с абажуром. В следующем, 1794 году Гамбс исполняет экран-ширму из красного дерева с бронзой, с вставками живописи на стекле, которые применены «с большим тактом». Красиво положенная бронзовая «драпировка», характер декора в деталях говорят о руке талантливого архитектора, есть все основания считать, что столик и экран выполнены по рисункам Н. А. Львова. В эти годы он много работал над предметами декоративно-прикладного искусства для большого и малого двора и придворной знати.


Генрих Гамбс. Консоль с воссозданными в ходе реставрации камеями

в оправах, фото

Эти предметы получили одобрение Екатерины II, после чего фирма “Отт и Гамбс” подала записку её императорскому величеству с предложением меблировать комнаты Нового дворца великого князя Александра в Царском селе. Так же Гамбс предлагает услуги в качестве реставратора вещей своего учителя Рентгена в Эрмитаже. Императрица ответила согласием, и в последующие годы Гамбс стал крупнейшим поставщиком императорского и малого двора.


Генрих Гамбс. Секретер 1800, фото

Мебель Гамбса, подобно работам его знаменитого учителя Рентгена отличалась всякими хитроумными сюрпризами и механизмами, выдвижными потайными ящичками, встроенными музыкальными шкатулками и прочим. Первые работы Гамбса были выполнены в лучших традициях Рентгена, но постепенно его влияние утрачивалось.


Стулья Генриха Гамбса, фото

Одним из фирменных нововведений Гамбса было использование ”эгломизе”(eglomise), расписных вставок из стекла с амальгамой. Изобретена эта техника была во Франции, однако в Европе таким способом выполнялись лишь мелкие вставки для декоративных вещиц (табакерки, шкатулки), Гамбс же впервые применил ”эгломизе” при изготовлении бюро, столиков, часов и прочего.

Еще одной модной новинкой от Гамбса был так называемый стиль “Жакоб”. Эта мебель красного дерева с латунными накладками стала очень популярна в России. Она хорошо сочеталась, и не составляло труда создать законченный интерьер из различных предметов. Справедливости ради следует заметить, что и в этом начинании Гамбс продолжал дело своего великого учителя, всю жизнь он умело эксплуатировал стилистические находки, сделанные еще в Нейвуде.


Генрих Гамбс, фото

Мебели Гамбса ставшей модной, стали подражать другие мебельщики, и она распространилась буквально по всей России. Мастерская Гамбса выполняла заказы Екатерининского двора, потом обставляла дворцы Павла I и последующих правителей, создавала мебель по эскизам Бренны, Воронихина, прекрасные образцы русского ампира.

Знаменитые стулья из романа «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова были исполнены Гамбсом.


Стулья мастера Гамбса, фото

Генрих Гамбс умер в 1831 году, вероятно, что от холеры. Могила его не сохранилась. Своим потомкам он оставил хорошее состояние, фабрику, несколько городских особняков и магазинов на Невском.

Дети: Петр, Эрнест и Густав продолжили его дело уже под вывеской: «Ebeniste-Mecanicien de la Cour Gambs a St. Petersburg». Кроме выпуска мебели, они занимались и реставрационными работами.

Генрих Даниэль Гамбс (1764-1831) — механик и мебельный мастер, краснодеревщик. Родился в прусском городе Нойвид. Приехал в
Санкт-Петербург со своим учителем Давидом Рентгеном, чтобы доставить мебель, заказанную российским царским двором. Остался в России, основал свою мастерскую и изготавливал мебель для
царской семьи.

Самые известные работы: бюро с механически выдвигающимися ящичками и музыкальным сопровождением, стулья из романа «Двенадцать стульев»

Мебель Гамбса отличалась:

  • выдвижными потайными ящичками, встроенными музыкальными шкатулками;
  • «эгломизе» (eglomise) - расписными вставками из стекла с амальгамой (сплав ртути с другими металлами) - для бюро, столиков и часов. Эта техника изобретена во Франции, но использовалась только для вставок в табакерки, шкатулки и прочие мелкие вещи;
  • стилем «жакоб» - мебель из красного дерева с латунными накладками.

Мастерская Гамбса выполняла заказы Екатерининского двора, дворцов Павла I и последующих правителей.

Письменный стол Павла Первого, 1794, Музей Павловска

Магазин Гамбса торговал также «электрическими машинами» и воздушными насосами. Гамбс был механиком: он делал тайники, бюро, секретеры, часы.

Многие из работ Гамбса по рисункам Бренны и Воронихина украшали царские дворцы - сейчас они хранятся в музее Павловска.

Бюро из красного дерева с розетками (1800−1810)

Бюро с пультом для письма стоя, музыкальным
механизмом и бронзовой группой (1795−1815), Эрмитаж

Стол из семьи декабриста Александра Евтихиевича

Гамбсовская мебель в литературе

«Покойный г. Гамбс был отличный художник в своем роде. Мебели его славились красотою и прочностью. Все, что было изобретено нового в Европе, немедленно появлялось в его магазине. В память любви к своему ремеслу, он оставил несколько механических бюро с музыкою и с множеством потайных ящиков, открывающихся и закрывающихся при подавлении одной сокрытой пружины».

Ф. В. Булгарин. Петербургские записки. Толки и замечания сельского жителя (прежде бывшего горожанина) о Петербурге и петербургской жизни (1833)

«Комната мне показалась очень хорошо меблированной: два кресла красного дерева, с подушками из зеленого сафьяна, называемого Гамбс, по имени изобретателя, диван, обтянутый зеленым сафьяном, три стола,покрытые зеленым сукном, ширмы, графин с холодною водою и флакон одеколона, который заставил меня улыбнуться».

П. П. Вяземский. Письма и записки Оммер де Гелль (1887)

«А мне так кажется, - сказал Сорохтин, дремавший в гамбсовых креслах, - мне так кажется, что ни m-me de Staël не думала о мадригале, ни Наполеон об эпиграмме. Одна сделала вопрос из единого любопытства, очень понятного; а Наполеон буквально выразил настоящее свое мнение. Но вы не верите простодушию гениев».

А. С. Пушкин. Мы проводили вечер на даче...

«Брат его сидел далеко за полночь в своем кабинете, на широком гамбсовом кресле, перед камином, в котором слабо тлел каменный уголь. Павел Петрович не разделся, только китайские красные туфли без задков сменили на его ногах лаковые полусапожки».

И. С. Тургенев. Отцы и дети

«Да кто же требует, чтоб они уставляли комнаты гамбсовской мебелью, а стены увешивали произведениями отличных художников?»

И. А. Гончаров. Письма столичного друга к провинциальному жениху

Гамбс в «Двенадцати стульях»

После смерти Генриха мебельное производство унаследовали сыновья: Петр руководил компанией с 1828 года, а Эрнест с 1830 года. До середины 19 века фирма Гамбсов была ведущей на рынке мебели в Санкт-Петербурге.

Знаменитые стулья из романа «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова вышли из мастерской братьев Гамбс.

Ипполит, - повторила теща, - помните вы наш гостиный гарнитюр ?

Какой? - спросил Ипполит Матвеевич с предупредительностью, возможной лишь к очень больным людям.

Тот... Обитый английским ситцем в цветочек ...

Ах, это в моем доме?

Да, в Старгороде...

Помню, я-то отлично помню... Диван, двое кресел , дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская... А почему вы вспомнили?



В продолжение темы:
Ландшафтный дизайн

Смородина полезна не только в сыром виде, но и в джемах, варенье и просто перетертая и замороженная с сахаром. Одно из быстрых и вкусных блюд, приготовленных из этой ягоды -...

Новые статьи
/
Популярные