Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы занятий». "Использование нетрадиционных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей в детском саду

«Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике»

Тажетдинова Динара Вакилевна, воспитатель
МАДОУ №106 «Забава» г. Набережные Челны

Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на занятиях по математике в старшем дошкольном возрасте в основном используются в комплексе. Дети способны понять познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи позволяет возбудить их познавательную активность. Создаются такие ситуации, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос; и возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому: Например, педагог спрашивает: «Как узнать, на сколько длина стола больше его ширины?» Известный детям прием приложения применить нельзя. Педагог показывает им новый способ сравнения длин с помощью мерки.

Побудительным мотивом к поиску являются предложения решить какую-либо игровую или практическую задачу (подобрать пару, изготовить прямоугольник, равный данному, выяснить, каких предметов больше, и др.) . Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом, педагог также ставит перед ними задачи (проверить, научиться, узнать новое) . Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев осуществляется предложением детям задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации. Так, они выясняют, какой длины шнурки у ботинок и полуботинок, подбирают ремешок к часам и пр. Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную работу мысли, прочное усвоение знаний.

Математические представление «равно», «не равно, «больше - меньше», «целое и часть» и др. формируются на основе сравнения. Дети старшего дошкольного возраста могут под руководством педагога последовательно рассматривать предметы, выделять и сопоставлять их однородные признаки. На основе сравнения они выявляют существенные отношения, например отношения равенства и неравенства, последовательности, целого и части и др. , делают простейшие умозаключения. Развитию операций, умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение) в старшем возрасте уделяют большее внимание. Все эти операции дети выполняют с опорой на наглядность.

Рассматривание, анализ и сравнение объектов при решении задач одного типа производятся в определенной последовательности. Например, детей учат последовательному анализу и описанию узора, составленного из моделей геометрических фигур, и др. Постепенно они овладевают общим способом решения задач данной категории и сознательно им пользуются.

Так как осознание содержания задачи и способов ее решения детьми этого возраста осуществляется в ходе практических действий, ошибки, допускаемые детьми, всегда исправляются через действия с дидактическим материалом.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста повышается роль словесных приемов обучения. Указания и пояснения педагога направляют и планируют деятельность детей. Давая инструкцию, он учитывает, что дети знают и умеют делать, и показывает только новые приемы работы. Вопросы педагога в ходе объяснения стимулируют проявление детьми самостоятельности и сообразительности, побуждая их искать разные способы решения одной и той же задачи: «Как еще можно сделать? Проверить? Сказать?»

Детей учат находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Существенное значение имеет отработка в речи новых способов действия. Поэтому в ходе работы с раздаточным материалом педагог спрашивает то одного, то другого ребенка, что, как и почему он делает. Один ребенок может выполнять в это время задание у доски и пояснять свои действия. Сопровождение действия речью позволяет детям его осмыслить. После выполнения любого задания следует опрос. Дети отчитываются, что и как они делали и что получилось в результате.

По мере накопления умения выполнять те или иные действия ребенку можно предложить сначала высказать предположение, что и как надо сделать, (построить ряд предметов, сгруппировать их и пр.) , а потом выполнить практическое действие. Так учат детей планировать способы и порядок выполнения задания. Усвоение правильных оборотов речи обеспечивается многократным их повторением в связи с выполнением разных вариантов заданий одного типа.

В старшей группе начинают использовать словесные игры и игровые упражнения, в основе которых лежат действия по представлению: «Скажи на­оборот!», «Кто быстрее назовет?», «Что длиннее (короче) ?» и др. Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление Детьми самостоятельности, активизируют их мышление. Для поддержания интереса к занятиям педагог постоянно вносит в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования: «Кто быстрее найдет (принесет, назовет) ?» и т. д.

Игра начала успешно использоваться в обучении детей до школы с середины прошлого века. В исследованиях отечественных педагогов и психологов подчеркивалась многоплановая взаимосвязь и взаимовлияние игры и обучения. В играх актуализируется интеллектуальный опыт, конкретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенствуются умственные действия, накапливаются положительные эмоции, которые повышают познавательные интересы дошкольников.

В работе с детьми используются дидактические игры с народными игрушками - вкладышами (матрешки, кубы) , пирамидами, в конструкции которых заложен принцип учета величины. На этот принцип обращается особое внимание детей: в большую матрешку можно поставить маленькую; в большой куб - маленький; чтобы сделать пирамиду, надо вначале вставить большое кольцо, затем поменьше и самое маленькое. С помощью этих игр дети упражняются в нанизывании, вкладывании, собирании целого из частей; приобретали практический, чувственный опыт различения величины, цвета, формы предмета, учились обозначать эти качества словом. Дидактические игры используются как для закрепления, так и для сообщения новых знаний («Одевание кукол», «Покажи, что больше, а что меньше», «Чудесный мешочек», «Три медведя», «Что изменилось?», «Палочки в ряд», «Наоборот», «Сломанная лестница», «Чего не стало?», «Узнай по описанию» и др.) .

Игровые задачи решаются непосредственно - на основе усвоения математических знаний - и предлагаются детям в виде несложных игровых правил. На занятиях и в самостоятельной деятельности детей проводятся подвижные игры математического содержания («Медведь и пчелы», «Воробушки и авто­мобиль», «Ручейки», «Найди свой Домик», «В лес за елочками» и др.) .

При отработке предметных действий с величинами (сравнение путем наложения и приложения, раскладывание по возрастающей и убывающей величине, измерение условной меркой и др.) широко используются разнообразные упражнения. На начальных этапах обучения чаще практикуются репродуктивные упражнения, благодаря которым дети действуют по образцу воспитателя, что предупреждает возможные ошибки. Например, угощая зайцев морковкой (сравнение двух групп предметов путем наложения) , дети точно копируют действия воспитателя, который угощает кукол конфетами. Несколько позже применяются продуктивные упражнения, в которых дети сами находят способ действия для решения поставленной задачи, используя имеющиеся знания. Например, каждому ребенку дают елочку и предлагают найти на столе воспитателя елочку такой же высоты. Имея опыт сравнения величины предметов путем наложения и приложения, дети путем примеривания находят елочку такой же высоты, как у них.

Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование: оно способствует усвоению специфических, предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети использовали модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (покупали в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировали фишками, так как поставлено условие - кукол в магазин брать нельзя) ; воспроизводили такую же величину (строили дом такой же высоты, как образец; для этого брали палочку такой же величины, как высота дома-образца, и делали свою постройку такой же высоты, как величина палочки) . При измерении величины условной меркой дети фиксировали отношение мерки ко всей величине либо предметными заместителями (предметы) , либо словесными (словами-числительными) .

Одним из современных методов обучения математике являются элементарные опыты. Детям предлагается, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар) , чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в кучке близко друг к другу) , чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают.

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.

Таким образом, для успешного овладения детьми старшего дошкольного возраста математическими знаниями необходимо использовать все многообразие методов и приемов обучения математике как традиционных так и инновационных. Во главе своей работы мы представляем комплекс традиционных методов и приемов (дидактические и логические игры, решение математических задач) в сочетании с инновационными (моделирование, математические сказки, эксперименты.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Нетрадиционные формы работы с дошкольниками

Выполнила: Кучерова Н.С.

Организация оздоровительной работы на физкультурных занятиях

Характеристика нетрадиционных методов, используемых для сохранения и укрепления здоровья

Заключение

Литература

Введение

Здоровье детей Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. В рамках реализации программы "Образование и здоровье" (1998) особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных форм оздоровления детей в системе дошкольного образования.

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.

В многочисленных научных исследованиях отмечается неблагоприятная динамика состояния здоровья дошкольников (Юрко Г.П., 2000; Маймулов В.Г. и соавт., 2003; Рапопорт И.К. и соавт., 2004; Симонова И.В., 2006). В настоящее время не более 10% детей старшего дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания (Баранов А.А, Кучма В.Р., Тутельян В.А. и др., 2006).

Частые заболевания у детей представляют собой не только медицинскую проблему, но и имеют серьезные социальные и экономические последствия. Показано, что частые заболевания могут приводить к социальной дезадаптации ребенка из-за ограничения возможностей к его общению со сверстниками (Богина Т.Л., 2002; Timmerman A. et al, 2007).

Кроме того частая заболеваемость приводит как к большим экономическим затратам со стороны родителей, так и со стороны здравоохранения и государства в целом (Баранов А.А., 2002).

В связи с этим разработка эффективных методов профилактики заболеваемости детей дошкольного возраста, и поиск действенных способов оздоровления являются актуальными задачами не только здравоохранения, но и образовательных учреждений.

Для успешного физического развития ребенка необходимы разно образные закаливающие мероприятия (солевое, сухое, водное, воздушное закаливание), активная двигательная деятельность в течение дня, физкультурное оборудование и инвентарь. Традиционных методов работы по оздоровлению дошкольников явно не всегда бывает достаточно.

Комплексное использование и стереотипное повторение всех форм физической работы (утренняя ритмическая гимнастика, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, прогулки, организация самостоятельной двигательной деятельности детей, физкультурные до суги, спортивные праздники) обеспечивают нормальное физическое развитие детей дошкольного возраста.

В условиях возрастания объемов и интенсивности учебно-познавательной деятельности особую актуальность приобретает поиск новых форм, путей и средств повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы с детьми

Таким образом, проблема может быть сформулирована как противоречие между необходимостью использования физкультурных занятий с целью оздоровления дошкольников и отсутствием методических рекомендаций по использованию нетрадиционных методик оздоровления в организации физкультурных занятий.

Организация оздоровительной работы на физкультурных занятиях

Физическое воспитание - это процесс приобщения ребенка к ценностям физической культуры как предпосылкам формирования гармонично развитой личности.

Физическое воспитание в дошкольных учреждениях проводится с учетом возрастных, психологических особенностей детей при обязательном контакте с семьей. Целью физического воспитания является высокий уровень здоровья дошкольника и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека. В процессе физического воспитания решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

В группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, всестороннее физическое совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Оздоровительная роль физических упражнений весьма важна и заключается в следующем:

Повышение неспецифической устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, что способствуют снижению заболеваемости;

Стимулирование процессов роста и развития, что благоприятно сказывается на созревании и функциональном совершенствовании ведущих систем организма;

Совершенствование реакций терморегуляции, обеспечивающее устойчивость к простудным заболеваниям;

Своевременное формирование двигательного анализатора и стимулирование развития основных физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость, равновесие и координация движений), что обеспечивает оптимальную работоспособность

Нормализация нарушенной деятельности отдельных органов и функциональных систем, а также коррекция врожденных или приобретенных дефектов развития;

Повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, что способствует охране и укреплению психического здоровья;

Выраженное положительное влияние на кровообращение растущего организма, повышение адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы, усиление кровотока.

К средствам физического воспитания детей дошкольного возраста относятся:

Физические упражнения;

Оздоровительные силы природы;

Гигиенические факторы.

В физической культуре дошкольника физические упражнения представлены следующими видами: гимнастикой, подвижными и спортивными играми, простейшим туризмом.

Основное содержание физического воспитания в дошкольных учреждениях базируется на разных вариантах ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания; некоторых видах спортивных упражнений (плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, катание на роликовых коньках); спортивных игр (футбол, хоккей, бадминтон, городки, баскетбол и др.); общеразвивающих упражнениях; подвижных играх; элементах акробатики и ритмической гимнастики. Важно приучить детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, закрепить у них положительное отношение к данному виду деятельности.

В системе физического воспитания в детском саду используются следующие организованные формыдвигательной деятельности детей:

Утренняя гимнастика;

Физкультурное занятие;

Физкультурные минутки;

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

Физкультурные праздники, дни здоровья, простейший туризм.

Примерное содержание двигательного режима для детей 2-3 лет

Утренняя гимнастика (ежедневно) 5-8 минут

Занятия физкультурой (3 раза в неделю) 15-20 минут

Подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках (ежедневно) 20-25 минут

Всего: 40-53 минуты

Организованная двигательная деятельность детей 4-5 лет

Утренняя гимнастика (ежедневно 8-10 минут);

Физкультурные занятия (3 раза в неделю) 20-25 минут;

Подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках (ежедневно 20-25 минут);

Движения на занятиях, связанных с физкультурой (ежедневно 8-10 минут);

Физкультурные досуги (2 раза в месяц);

Дни здоровья (1 раз в квартал);

Всего не менее 60-74 минут.

Организованная двигательная деятельность детей 6-7 лет.

Утренняя гимнастика (ежедневно) 10-12 минут

Занятия по физкультуре (3-5 раз в неделю) 25-30 минут

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке (ежедневно) 25-30 минут

Физкультминутки (ежедневно) 3-5 минут

Коррекционная и кружковая работа (1-2 раза в неделю) 25-30 минут

Пешеходные (лыжные) прогулки на природу (1 раз в неделю) 120-165 минут

Физкультурные досуги (2 раза в месяц)

Физкультурные праздники (2-3 раза в год)

Дни здоровья (1 раз в квартал)

Самостоятельная двигательная деятельность детей с различными физкультурными пособиями .

Утром 1-15 минут

После завтрака 5-7 минут

На первой прогулке 40-50 минут

После сна 7-10 минут

На второй прогулке 30-40 минут

Всего не менее 92-1222 минут

Бытовая и игровая деятельность 60-100 минут

В целом время двигательной деятельности должно составлять 3,5 - 4 часа в день.

Физкультурное занятие является основной формой физического воспитания детей, выполняет задачи формирования двигательных навыков и умений, мотивации физкультурной деятельности, закладывает базу физической подготовленности, необходимую для активного участия в других формах физического воспитания, развивает начальные физкультурные знания.

Два занятия проводится в спортивном зале, одно - на воздухе. По возможности занятия организуются по подгруппам (10-12 детей). Формируются подгруппы на основе показателей здоровья, особенностей физической подготовленности дошкольников.

Реализации программных задач способствуют физкультурные занятия следующих типов:

Учебно-тренировочные (типовые), содержание которых составляют доступные детям виды физических упражнений:

Основные и танцевальные движения, строевые, общеразвивающие упражнения, подвижные игры. Если позволяют условия, занятия проводятся на тренажерах, спортивном оборудовании, полосе препятствий;

Сюжетно-игровые, построенные на материале подвижных игр, по сюжету рассказа, литературного произведения.

Тематические с одним видом физического упражнения (лыжи, плавание, велосипед, коньки) или спортивной игры (баскетбол, футбол и др.)

Комплексные, с включением дополнительной задачи из других разделов программы, которая решается через движения

Двигательные навыки в условиях природного окружения.

Любой тип физкультурного занятия включает в себя три части: вводную, основную и заключительную.

В зависимости от поставленной задачи, программного материала, места проведения (в зале, на улице, в бассейне), структура и продолжительность частей занятия может меняться при условии соблюдения нагрузки физиологическим возможностям ребенка.

Физкультурные занятия организуются во всех группах детского сада. С детьми до I года они проводятся индивидуально, с детьми от 1 года до 3 лет -- небольшими подгруппами (6--12 человек) и со всей группой в целом, с детьми от 3 до 7 лет -- со всей группой одновременно.

Схема построения занятия обусловлена закономерностями изменения работоспособности организма ребенка: в начале занятия организм включается в работу и уровень работоспособности возрастает постепенно, затем он колеблется, то повышаясь, то снижаясь, и к концу занятия снижается, наступает утомление.

В основной части занятия происходит формирование двигательных навыков и воспитание физических качеств. Для этого требуется наивысший уровень работоспособности. Организм ребенка испытывает при этом наибольшую физическую на грузку. Эта часть занятия требует предварительной подготовки всего организма ребенка. Выполнение сложных упражнений без предварительной подготовки организма может привести к травме мышц, связок, суставов, отрицательно сказаться на работе сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов. Поэтому основной части предшествует подготовительная, задачей которой является общая и специальная под готовка организма ребенка к выполнению сложных физических упражнений, которые планируются в основной части занятия.

Чтобы успешно осуществить общую и специальную подготовку, необходимо организовать детей, активизировать, собрать их внимание, создать у них бодрое настроение, интерес к занятию. Это делается в вводной части.

После основной части занятия проводится заключительная. Ее назначение -- привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение, и подвести итоги занятия.

Итак, выделение частей в занятии (вводная, подготовительная, основная, заключительная) соответствует закономерностям работоспособности организма и дает возможность обеспечить наилучшие условия для решения задач физического воспитания детей.

На каждом занятии должны решаться оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Готовясь к занятию, воспитатель ставит, прежде всего, образовательные задачи, так как занятие является основной фор мой обучения физическим упражнениям и отличается этим от других форм организации физического воспитания.

Но решая на занятии задачи по овладению знаниями, умениями, навыками с помощью комплекса физических упражнений, строго дозируя при этом физические нагрузки, нужно одновременно добиваться оздоровительного и воспитательного эффекта.

Если в основу классификации занятий положить образовательные задачи, то можно выделить еще несколько типов: 1) занятия, в которых проводится ознакомление с новым материалом, разучивание его, и наряду с этим закрепляются двигательные навыки (смешанный тип); 2) занятия, построенные на повторении пройденного материала с целью закрепления двигательных навыков и умений; 3) занятия контрольного, учетного характера, на которых подводятся итоги работы за определенный период, проверяются знания и двигательные навыки, физические качества и умение играть в подвижные игры.

Снижение заболеваемости;

Харак теристика нетрадиционных методов, используем ых для сохранения и укрепления здоровья

Виды

оздоровительных технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Гимнастика дыхательная

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии "Здоровье"

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

Биологическая обратная связь (БОС)

От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста

Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников

Арттерапия

Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы

Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Психогимнастика

1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

Занятия проводятся по специальным методикам

Фонетическая ритмика

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.

Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. И.Д. Маханева (2000), С.Н. Дышаль, М.Н. Кузнецова (2002) указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.

В системе средств естественной профилактики ведущее место принадлежит физической культуре, обеспечивающей удовлетворение биологической потребности ребенка в двигательной активности. В работах И.И. Мастюковой (1997), С.Н. Попова (1999, 2005), С.С. Бычковой (2001), Т.И. Богиной, Е.А. Сагайдачной (2001) указывается, что дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм, что приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем и улучшению показателей физической подготовленности.

В разных типах ДОУ разрабатываются методики физкультурно-оздоровительной, лечебно-профилактической и реабилитационной работы с использованием новейшей медицинской техники (галокамеры, гидромассажные ванны, гипоксикаторы, аэрофитоустановки и др.).

Как свидетельствуют многочисленные данные литературы В.К. Велитченко (2000), Т.В. Антонова, Л.А. Парамонова (1997), М.Н. Кузнецова (2002), С.Н. Дышаль (2001), А.С. Галанов (2001), М.В. Антропова (2004), М.М. Безруких (2004) проблема оздоровления детей с ослабленным здоровьем требует комплексного подхода к введению новых методов физкультурно-оздоровительной работы и оценки их эффективности.

Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе ДОУ всех перечисленных технологий невозможно и неоправданно. Предлагаем более подробно остановиться на описании нескольких, наиболее распространенных, легко подстраиваемых для конкретных условий и специализации ДОУ.

Заключение

Рост численности дошкольников с отклонениями в физическом и нервно-психическом развитии, со сниженными функциональными возможностями и уровнем физической подготовленности, частая заболеваемость свидетельствует о неблагополучии в состоянии здоровья детей данного возраста. Поэтому, в каждом ДОУ необходимо проведение комплекса оздоровительно-коррекционных мероприятий, направленных на укрепление здоровья, нормализацию физического и нервно-психического развития детей, повышение адаптационных возможностей организма к неблагоприятным воздействиям факторов внешней среды.

В ДОУ следует стремиться создать оптимальный двигательный режим, обеспечивающий детям достаточный уровень двигательной активности, являющейся биологической потребностью ребенка, одним из главных факторов его роста и развития. Разработка оптимального двигательного режима осуществляется за счет:

Интенсификации двигательной активности (увеличение моторной плотности физкультурных занятий и др.);

Увеличения времени двигательной активности (введение различных дополнительных форм двигательной деятельности, в том числе лечебно-оздоровительной направленности; создание условий и выделение свободного времени в режиме дня для самостоятельной двигательной деятельности);

Составления дифференцированных программ физического воспитания с учетом выявленных нарушений состояния здоровья и развития детей.

Включение в двигательный режим дополнительных форм двигательной деятельности лечебно-оздоровительной направленности позволяет качественно проводить коррекционную работу с детьми. Эффективно использование корригирующих и дыхательных упражнений, оздоровительных игр, включаемых в заключительную часть физкультурного занятия.

При организации физического воспитания с детьми дошкольного возраста основной формой остаются физкультурные занятия. В эти занятия целесообразно включать физические упражнения для укрепления основных мышечных групп, формирующих правильную осанку; корригирующие упражнения для формирования свода стопы и укрепления мышц брюшного пресса; дыхательную гимнастику; релаксационные упражнения для снятия повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и гипертонуса мышц; комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств и навыков, совершенствования психомоторного развития, мелкой моторики; лечебно-оздоровительные игры.

Как свидетельствуют многочисленные данные, литературы проблема оздоровления детей с ослабленным здоровьем требует комплексного подхода к введению новых методов физкультурно-оздоровительной работы и оценки их эффективности. Современная педагогика считает возможным и необходимым применение в практике проведения физкультурных занятий сил природы (свет, цвет, вода, природные фитонциды, звук, минералы и другое). Эффективность применения этих терапевтических факторов доказана многими сотнями лет использования в нетрадиционной медицине, а наше исследование доказало возможность использования в практике ДОУ.

Организацию физического воспитания в ДОУ можно считать эффективной, если за учебно-воспитательный период отмечается:

Гармонизация физического и нервно-психического развития детей;

Улучшение функционирования органов и систем организма: хороший аппетит и сон, совершенствование процессов торможения и возбуждения центральной нервной системы, положительный эмоциональный настрой;

Положительная динамика развития двигательных навыков и качеств, повышение уровня физической подготовленности;

Формирование правильной осанки и нормального свода стопы;

Расширение функциональных возможностей организма;

Снижение заболеваемости;

Устойчивое желание заниматься физкультурой.

физкультура нетрадиционный двигательный здоровье

Литература

1. Айенгар Б. Прояснение йоги. - М., 1993.

2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М., 1993.

3. Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка.- Калининград, 1991.

4. Беззубцева Г.Г., Ермолина А.М. В дружбе со спортом.- М., 2003.

5. Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.- М., 2006.

6. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей.- М., 1987.

7. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать.- М., 1983

8. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М., 1983

9. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль, 1997.

10. Галанов А.С. Игры, которые лечат. (для детей 3-5, 5-7 лет). - М., 2005.

11. Глазырина Л.Д., Овсянник В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 2001.

12. Дидур М.Д., Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей. - СПб., 2001.

13. Зайцев А. А., Конеева Е. В. Физическое воспитание дошкольников. - Калининград, 1997.

14. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми.- М., 1989.

16. Казьмин В. Д. Дыхательная гимнастика. - Ростов/н-Д., 2000.

17. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4, 5-6, 6-7 лет. - М., 2004.

18. Короткое В. Т. Подвижные игры детей. - М., 1987.

19. Кудрявцев В. Т., Егоров В. Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М., 2000.

20. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка.- М., 1987.

21. Мацкешвили Т. Я. Нарушения осанки и искривления позвоночника у детей. - М., 1999.

22. Миллер Э. Б. Упражнения на растяжки. Простая йога везде и в любое время. - М.,2001.

23. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. - Владимир, 2005.

24. Муравьев В.А. Воспитание физических качеств детей дошкольного возраста. - М., 2004.

25. Назарова А.Г. Игровой стретчинг: методика работы с детьми дошкольного возраста. - СПб., 1994.

26. Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников. - М., 1993.

27. Потапчук А. А., Дидур М. Д. Осанка и физическое развитие детей. - М.,2001.

28. Празников В. П. Закаливание детей дошкольного возраста. - Кали нинград, 1987.

29. Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве.- М., 2005.

30. Программа "Детство". - СПб., 1997.

31. Программа "Радуга". - М, 2003.

32. "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. - М., 2005.

33. Сивачева Л.Н. Спортивные игры с нестандартным оборудованием.- СПб. 2005.

34. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. - М., 2005.

35. Утробина К.К. Занимательная гимнастика для дошкольников.- М.2003.

36. Хиттелмен. Йога. Путь к физическому совершенству.- Ульяновск, 1992.

37. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М., 1995.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение влияния нетрадиционных методов и приемов физического воспитания на состояние здоровья дошкольников. Медико-психолого-педагогические условия оздоровления детей старшего дошкольного возраста в условиях Севера. Оздоровительное направление работы.

    дипломная работа , добавлен 13.04.2015

    Система методов укрепления состояния здоровья ослабленных детей: закаливание, эмоциональное состояние дошкольника, рациональное питание, физическое развитие и режим. Программа укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ "Золотой ключик".

    курсовая работа , добавлен 16.01.2012

    дипломная работа , добавлен 24.07.2011

    Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста. Понятие и критерии здоровья ребенка. Процесс сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста. Основа разработки здоровьесберегающей среды. Планирование систем здоровьесбережения.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2015

    Нетрадиционные формы обучения. Творческие работы нетрадиционных жанров. Уроки-семинары по русскому языку в старших классах. Урок – лекция, интегрированный урок, урок - дидактическая игра. Методика разработки нетрадиционных уроков русского языка в 6 классе

    курсовая работа , добавлен 12.04.2007

    Понятие "двигательная активность" детей старшего дошкольного возраста. Особенности развития устойчивого равновесия у дошкольников. Способы повышения двигательной активности детей на физкультурных занятиях. Конспект занятия по физкультуре в старшей группе.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2013

    Цели и задачи оздоровительной работы с детьми и подростками в лагере. Методы воспитательной работы в летний период. Охрана жизни и здоровья детей. Организация коллективно-творческой деятельности с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей.

    отчет по практике , добавлен 03.09.2014

    Мотивы, познавательные интересы младших школьников. Нетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса. Особенности нетрадиционных уроков. Характеристика разных видов уроков. Порядок подготовки и проведения нетрадиционных уроков в школе.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2009

    Особенности возрастного и психологического развития детей. Педагогический опыт в использовании нетрадиционных форм работы с родителями. Методы и приёмы домашнего воспитания. Тренинговые игровые упражнения. Конкурсы и спортивно-массовые мероприятия.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Значение животного мира в природе и жизни человека. Задачи и содержание работы с дошкольниками по ознакомлению с птицами. Методы и формы работы в детском саду с дошкольниками по ознакомлению с птицами. Эволюция и происхождение птиц, анатомия и полет.

Александра Паламарчук
Нетрадиционные формы обучения дошкольников

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звездочка» с. Калинка Хабаровского муниципального района

Хабаровского края

Доклад на тему :

«Нетрадиционные формы обучения

дошкольников »

Воспитатель : Паламарчук

Александра Сергеевна

Нетрадиционные формы обучения дошкольников

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения : занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей.

Они сочетаются с кружковой работой : по ручному труду, по изобразительной деятельности.

Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению : отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности : конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

Широко используются различные формы «занятий с увлечением» , насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы , как занятие - беседа и занятие - наблюдение.

Данные формы применяются в старших группах ДОУ. Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми - это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста.

Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка. Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.

В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные формы :

Игры - соревнования.

(Выстраиваются на основе соревнования между детьми : кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)

(Предполагает разделение детей на 2 подгруппы и проводится как математическая или литературная викторина) .

Театрализованные игры.

(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию )

Сюжетно-ролевые игры.

(Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения ) .

Консультации. (Когда ребёнок обучается , консультируясь у другого ребёнка)

Игры по взаимообучению .

(Ребёнок-«консультант» обучает других детей сравнивать, классифицировать, обобщать) .

Аукционы.

(Проводятся как настольная игра «Менеджер» )

Игры-сомнения (поиск истины) .

(Исследовательская деятельность детей типа тает - не тает, летает - не летает)

Игры-путешествия.

Диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной) .

Игры типа «Следствие ведут знатоки» .

(Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией) .

Игры типа «Поле чудес» .

(Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) .

Игры викторины.

(Проводятся викторины с ответами на вопросы : Что? Где? Когда?

Методы повышения познавательной активности

(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) .

Сравнение.

Метод моделирования и конструирования.

Метод вопросов.

Метод повторения.

Решение логических задач.

Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

Игровые и воображаемые ситуации.

Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

Игры-драматизации.

Сюрпризные моменты.

Элементы творчества и новизны.

Юмор и шутка (учебные комиксы) .

Практическое задание на примере одной из нетрадиционных форм : сказка - Русская народная сказка «Рукавичка»

Вывод :

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы :

Использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся;

Можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;

-нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;

Занятия способствуют развитию умения работать самостоятельно;

в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры)

Ребята с удовольствием ждут таких занятий.

Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме .

Нетрадиционные занятия чаще имеют место при проверке и обобщении знаний детей. Но некоторые из них (путешествие, интегрированные) использую при изучении нового материала.

Каким бы многоопытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.

Я считаем, что занятия в нетрадиционной форме помогли мне повысить активность детей на занятии, привлечь их внимание, расширить словарный запас.

Публикации по теме:

Доклад «Формы и методы работы с семьями» Доклад «Формы и методы работы с семьями воспитанников в ДОО» (Слайд 2) Семейное воспитание происходит в процессе жизни – в отношениях близких,.

Роль художественной литературы в развитии у младших дошкольников свободного общения Общеизвестное воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника.

Нетрадиционные формы организации в экологическом образовании дошкольников Проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское.

Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников ГБОУ Школа №1034 ДО-4 Консультация для воспитателей и родителей «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» Подготовила воспитатель.

Нетрадиционные формы работы с детьми Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Основным структурным.

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. В ходе конструирования окружающий мир моделируется.

Фетисова Наталья Анатольевна

Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непро­ходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, все от­крыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хо­тят многократно повторять один и тот же путь с разными груп­пами детей.

ЗАНЯТИЯ В ДОУ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ. КЛАССИФИКАЦИЯ

Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его струк­турные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).

Занятие - это:

Основная форма организации познавательной активности ребенка;

Динамическая, совершенствующаяся процессуальная сис­тема, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса;

Элементарная структурообразующая единица учебною про­цесса, с реализацией определенной части учебной программы;

Единичное звено в системе учебно-познавательной дея­тельности.

Следует выделить основные признаки занятия :

Занятие - основная единица дидактического цикла и форма организации обучения;

По временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);

Занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: разви­тие речи + изобразительная деятельность);

Ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, кото­рый организует процесс передачи и усвоения учебного материа­ла, отслеживая уровень развития каждого ребенка;

Группа - основная организационная форма объединения детей на занятии, все дети приблизительно одного возраста и уровня подготовки, то есть группа гомогенна (исключение со­ставляют гетерогенные или смешанные группы), основной состав групп сохраняется на весь период пребывания в детском дошко­льном учреждении;

Группа работает по единой программе, согласно сетке позна­вательной деятельности;

Занятие проводится в заранее определенные часы дня;

В течение года проводятся каникулы, они соответствуют временному периоду школьных каникул (что важно даже в це­лях преемственности ДОУ и школы);

Заканчивается год подведением итогов познавательного развития личности каждого ребенка (по результатам деятельно­сти ребенка на занятиях).

Уровни проведения занятия:

1. Высший: прогнозирование способов перевода деятельно­сти к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми.

2. Высокий: включение детей в разрешение проблемы, преду­смотренной целью занятия.

3. Средний: выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам занятия.

4. Низкий: организация взаимодействия с детьми, объясне­ние нового материала по заранее составленному плану, без ак­тивизации познавательной деятельности, направленной на полу­чение положительного результата.

Признаки высокой обучаемости (в ходе наблюде­ния за детьми дошкольного возраста):

Выделение и осознание проблемы, цели, вопроса, задачи;

Умение прогнозировать свою деятельность;

Умение использовать знания в различных (нестандартных) ситуациях;

Самостоятельность деятельности и преодоление затруднений (самостоятельность выбора путей решения);

Логика мышления;

Гибкость мысли;

Скорость преобразования способа деятельности в соответ­ствии с изменившимися ситуациями;

Возможность отказа от стандартных решений (от стереотипа);

Поиск целесообразного варианта (переключение или изме­нение варианта).

Традиционные занятия и их классификациям

Классификацию традиционных занятий логично осу­ществлять на основе выбранных задач и используемых видов деятельности для их реализации. Учитывая психологические особенности дошкольника, анализируя методические рекомен­дации к современным программам, нецеле­сообразно выделять отдельным типом занятия по изучению нового мате­риала, развитию и совершенствованию знаний и умений, так как на каждом из занятий происходит повторе­ние, закрепление и расширение представлений детей.

Классификация занятий, представленная в «Педагогике» В. И. Логиновой, приводит к смешению типов занятий с мето­дами и приемами обучения. Авторы современных программ представляют классификацию занятий для каждого вида дея­тельности.

Например, в «Радуге» познавательные занятия делятся на такие виды:

Информационные;

Практикумы;

Итоговые;

Познавательные рассказы;

Экскурсии;

- по музыкальной деятельности:

Доминантные;

Тематические;

- в программе «Из детства - в отрочество»:

Аналитические;

Творческие;

Теоретические и т. д.

Разнообразие определений не меняет решаемые задачи и струк­туру занятий, вариативными остаются методы, приемы и после­довательность структурных компонентов.

Поэтому представленная ниже классификация поможет определять типы проводимых занятий любого вида дея­тельности по любой программе, их соответствие поставленным задачам и выбранным структурам.

Нетрадиционные занятия и параметры их оценки

Виды нетрадиционных занятий.

Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревно­вания между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две под­группы и проводятся как математическая или литературная вик­торина).

Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжет­ную линию игры и решая таким образом задачи обучения).

Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по гори­зонтали», консультируясь у другого ребенка).

Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).

Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Ме­неджер»).

Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская дея­тельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

Занятия-путешествия.

Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творче­ских рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

Занятия-фантазии.

Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детек­тивной сюжетной линией).

Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чу­дес» для читающих детей).

Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на во­просы: что? где? когда?).

Требования к занятию

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактиче­ских принципов.

3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разно­образных видов деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ре­бенком уровень.

7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание за­нятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектиро­вание и планирование каждого занятия педагогом.

Методы повышения познавательной активности

(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).

Сравнение.

Метод моделирования и конструирования.

Метод вопросов.

Метод повторения.

Решение логических задач.

Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

Игровые и воображаемые ситуации.

Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

Игры-драматизации.

Сюрпризные моменты.

Элементы творчества и новизны.

Юмор и шутка (учебные комиксы).

Методы обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков)

Эмоциональная насыщенность окружения.

Мотивирование детской деятельности.

Исследование предметов и явлений живой и неживой при­роды (обследование).

Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явле­ния в движении - прошлое, настоящее и будущее).

Игровые приемы.

Юмор и шутка.

Экспериментирование.

Проблемные ситуации и задачи.

Неясные знания (догадки).

Предположения (гипотезы).

Комплексные и интегрированные занятия.

«Словарь иностранных слов»:

комплекс -

интеграция - восстановление, восполнение, объе­динение в целое каких-либо частей.

«Словарь русского языка» СМ. Ожегова:

комплекс - совокупность, сочетание чего-нибудь, каких-либо представлений;

интеграция - объединение в целое каких-либо частей.

«Советский энциклопедический словарь»:

комплекс - совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое;

интеграция - понятие, означающее состояние свя­занности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Фетисова Наталья Анатольевна

Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непро­ходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, все от­крыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хо­тят многократно повторять один и тот же путь с разными груп­пами детей.

ЗАНЯТИЯ В ДОУ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ. КЛАССИФИКАЦИЯ

Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его струк­турные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).

Занятие - это:

Основная форма организации познавательной активности ребенка;

Динамическая, совершенствующаяся процессуальная сис­тема, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса;

Элементарная структурообразующая единица учебною про­цесса, с реализацией определенной части учебной программы;

Единичное звено в системе учебно-познавательной дея­тельности.

Следует выделить основные признаки занятия :

Занятие - основная единица дидактического цикла и форма организации обучения;

По временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);

Занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: разви­тие речи + изобразительная деятельность);

Ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, кото­рый организует процесс передачи и усвоения учебного материа­ла, отслеживая уровень развития каждого ребенка;

Группа - основная организационная форма объединения детей на занятии, все дети приблизительно одного возраста и уровня подготовки, то есть группа гомогенна (исключение со­ставляют гетерогенные или смешанные группы), основной состав групп сохраняется на весь период пребывания в детском дошко­льном учреждении;

Группа работает по единой программе, согласно сетке позна­вательной деятельности;

Занятие проводится в заранее определенные часы дня;

В течение года проводятся каникулы, они соответствуют временному периоду школьных каникул (что важно даже в це­лях преемственности ДОУ и школы);

Заканчивается год подведением итогов познавательного развития личности каждого ребенка (по результатам деятельно­сти ребенка на занятиях).

Уровни проведения занятия:

1. Высший: прогнозирование способов перевода деятельно­сти к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми.

2. Высокий: включение детей в разрешение проблемы, преду­смотренной целью занятия.

3. Средний: выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам занятия.

4. Низкий: организация взаимодействия с детьми, объясне­ние нового материала по заранее составленному плану, без ак­тивизации познавательной деятельности, направленной на полу­чение положительного результата.

Признаки высокой обучаемости (в ходе наблюде­ния за детьми дошкольного возраста):

Выделение и осознание проблемы, цели, вопроса, задачи;

Умение прогнозировать свою деятельность;

Умение использовать знания в различных (нестандартных) ситуациях;

Самостоятельность деятельности и преодоление затруднений (самостоятельность выбора путей решения);

Логика мышления;

Гибкость мысли;

Скорость преобразования способа деятельности в соответ­ствии с изменившимися ситуациями;

Возможность отказа от стандартных решений (от стереотипа);

Поиск целесообразного варианта (переключение или изме­нение варианта).

Традиционные занятия и их классификациям

Классификацию традиционных занятий логично осу­ществлять на основе выбранных задач и используемых видов деятельности для их реализации. Учитывая психологические особенности дошкольника, анализируя методические рекомен­дации к современным программам, нецеле­сообразно выделять отдельным типом занятия по изучению нового мате­риала, развитию и совершенствованию знаний и умений, так как на каждом из занятий происходит повторе­ние, закрепление и расширение представлений детей.

Классификация занятий, представленная в «Педагогике» В. И. Логиновой, приводит к смешению типов занятий с мето­дами и приемами обучения. Авторы современных программ представляют классификацию занятий для каждого вида дея­тельности.

Например, в «Радуге» познавательные занятия делятся на такие виды:

Информационные;

Практикумы;

Итоговые;

Познавательные рассказы;

Экскурсии;

- по музыкальной деятельности:

Доминантные;

Тематические;

- в программе «Из детства - в отрочество»:

Аналитические;

Творческие;

Теоретические и т. д.

Разнообразие определений не меняет решаемые задачи и струк­туру занятий, вариативными остаются методы, приемы и после­довательность структурных компонентов.

Поэтому представленная ниже классификация поможет определять типы проводимых занятий любого вида дея­тельности по любой программе, их соответствие поставленным задачам и выбранным структурам.

Нетрадиционные занятия и параметры их оценки

Виды нетрадиционных занятий.

Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревно­вания между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две под­группы и проводятся как математическая или литературная вик­торина).

Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжет­ную линию игры и решая таким образом задачи обучения).

Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по гори­зонтали», консультируясь у другого ребенка).

Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).

Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Ме­неджер»).

Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская дея­тельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

Занятия-путешествия.

Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творче­ских рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

Занятия-фантазии.

Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детек­тивной сюжетной линией).

Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чу­дес» для читающих детей).

Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на во­просы: что? где? когда?).

Требования к занятию

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактиче­ских принципов.

3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разно­образных видов деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ре­бенком уровень.

7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание за­нятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектиро­вание и планирование каждого занятия педагогом.

Методы повышения познавательной активности

(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).

Сравнение.

Метод моделирования и конструирования.

Метод вопросов.

Метод повторения.

Решение логических задач.

Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

Игровые и воображаемые ситуации.

Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

Игры-драматизации.

Сюрпризные моменты.

Элементы творчества и новизны.

Юмор и шутка (учебные комиксы).

Методы обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков)

Эмоциональная насыщенность окружения.

Мотивирование детской деятельности.

Исследование предметов и явлений живой и неживой при­роды (обследование).

Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явле­ния в движении - прошлое, настоящее и будущее).

Игровые приемы.

Юмор и шутка.

Экспериментирование.

Проблемные ситуации и задачи.

Неясные знания (догадки).

Предположения (гипотезы).

Комплексные и интегрированные занятия.

«Словарь иностранных слов»:

комплекс -

интеграция - восстановление, восполнение, объе­динение в целое каких-либо частей.

«Словарь русского языка» СМ. Ожегова:

комплекс - совокупность, сочетание чего-нибудь, каких-либо представлений;

интеграция - объединение в целое каких-либо частей.

«Советский энциклопедический словарь»:

комплекс - совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое;

интеграция - понятие, означающее состояние свя­занности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?



В продолжение темы:
Окна

Девушкам со славным именем Александра неимоверно повезло. У них не один день Ангела, а целых двенадцать! А святых, носящих это имя, и того больше. Скорее всего, это связано с...

Новые статьи
/
Популярные